Т А С И С
В Воронежской, Ивановской, Смоленской, Свердловской, Саратовской
областях и Республике Коми с сентября 2002 года начал действовать проект Тасис
“Укрепление демократии через НПО социальной сферы”. Разработка и реализация
проекта обусловлена тем, что Россия, вступив на путь реформирования социальной
сферы, столкнулась с рядом проблем, типичных для многих стран Европы, а именно:
· увеличение расходов на систему социального обеспечения;
· ухудшение демографической ситуации, обусловленное снижением рождаемости и
старением населения;
· рост числа людей с низким уровнем дохода, нуждающихся в социальной защите.
НПО, предоставляющие социальные услуги, начинают играть ключевую роль в процессе
социальных реформ.
Стабилизация политической и экономической ситуации в России создает уникальную
возможность для введения различных механизмов и технологий предоставления социальных
услуг, содействующих ускорению процесса демократизации.
Рынок социальных услуг предполагает, что они могут оказываться как на бесплатной,
так и на платной основе.
В этих условиях возникает необходимость повышения адресности предоставления
государством социальных услуг и формирования предпосылок для развития рынка
социальных услуг. При этом значительно повышается роль негосударственного сектора.
Представители государственных структур и НПО готовятся исследовать новые механизмы
сотрудничества, а также передовые технологии предоставления социальных услуг.
Новый проект программы Тасис призван способствовать вступлению России в этот
интересный период реформирования социальной сферы путем поддержки пилотных проектов,
проводимых в шести отобранных регионах.
Проект, рассчитанный на 2 года, со стороны Европейского сообщества реализует
компания BBJ Consult AG. Бенефициарием проекта является Министерство труда и
социального развития Российской Федерации. Одним из основных партнеров по проекту
является Московский Государственный социальный университет. Основная цель проекта
- укрепление демократизации и социальной стабильности российского общества путем
содействия укреплению трехсторонних партнерских связей между государственными
учреждениями, НПО и конечными бенефициариями в области развития рынка негосударственных
социальных услуг. Ключевым вопросом данного проекта будет разработка технологий
предоставления социальных услуг, включая необходимые законодательные рамки,
модули программы обучения, а также практическая реализация данных механизмов
путем осуществления пилотных проектов. Впоследствии Минтруд России предполагает
распространить отработанные в ходе реализации проекта технологии во всех регионах
Российской Федерации.
КОМПОНЕНТ 1 – ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
Совершенствование текущей нормативно - правовой базы, регулирующей социальную
сферу в РФ. Цели будут достигаться путем осуществления следующих шагов:
· регулирование предоставления социальных услуг частным сектором и объединениями;
· введение правовых основ, регулирующих предоставление платных социальных услуг;
· подготовка внесения изменений в бюджетный и налоговый кодексы;
· подготовка внесения изменений в закон об основных принципах предоставления
социальных услуг населению.
Проект уделяет особое внимание аспектам стандартизации, лицензирования и сертификации:
· стандартизация механизмов сотрудничества;
· стандартизация технологий предоставления негосударственных социальных услуг;
· лицензирование и сертификации социальных НПО;
· создание лучших условий бизнеса для малых и средних предприятий.
КОМПОНЕНТ 2 – РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Разработка программы обучения, проводимая в сотрудничестве с МГСУ (Московским
государственным социальным университетом), является инструментом, гарантирующим
устойчивость проекта. Разработка модулей их тестирования в ходе практических
занятий проводится по следующим вопросам:
· «Теория и практика оценки потребностей конечных бенефициариев»;
· « Теория и практика механизмов сотрудничества»;
· « Теория и практика технологий представления социальных услуг».
КОМПОНЕНТ 3 – РАЗВИТИЕ СООБЩЕСТВ
Как минимум, 10 пилотных проектов будет реализовано на трех уровнях в шести
пилотных регионах. Проекты будут направлены на четыре целевые группы населения
и будут отобраны в соответствии с передовыми технологиями предоставления социальных
услуг и воспроизводимыми механизмами сотрудничества между государственными/муниципальными
организациями и НПО.
Региональные Координационные советы, подчиненные непосредственно главам региональных
органов социальной защиты, помогут обеспечить осуществление пилотных проектов.
Они состоят из представителей НПО и государственных структур.
Механизмы сотрудничества между государственными и негосударственными структурами
включают договорные и институциональные отношения такие, как социальный, государственный
и муниципальный заказы, гранты и бесплатные услуги.
Все это является методами, повышающими эффективную направленность и точное соответствие
предоставляемых услуг потребностям самых уязвимых и малообеспеченных слоев населения.
Целевые группы были отобраны в тесном сотрудничестве с Министерством труда и
социального развития РФ:
· пожилые люди и инвалиды;
· дети в трудной жизненной ситуации;
· безработные женщины;
· семьи, проживающие в сельской местности.
Важность предоставления социальных услуг этим группам населения, а также укрепление
партнерства между государственными структурами и НПО свидетельствует о своевременности
проекта.
На уровне большого города в Иваново, Воронеже, Саратове и Екатеринбурге усилия
будут сконцентрированы на проблемах:
· безработных женщин;
· пожилых людей и инвалидов.
На уровне среднего и малого города (районного центра) в Смоленской и Свердловской
областях, а также Республике Коми внимание будет сосредоточено на проблемах:
· пожилых людей и инвалидов;
· детей в трудных жизненных ситуациях.
В настоящее время семьям, проживающим в сельской местности, не оказывается практически
никаких социальных услуг. Потребности граждан в получении социальных услуг сильно
дифференцированы и требуют применения новых технологий, которых в России не
существует.
Таким образом, пилотные проекты, осуществляемые в сельских населенных пунктах
таких регионов, как Смоленская, Ивановская, Свердловская, Саратовская области
и Республика Коми будут сфокусированы на проблемах:
· семей, проживающих на отдаленных территориях с неразвитой инфраструктурой
Так как проблемы, с которыми сталкиваются данные целевые группы, являются характерными и для других социальных групп населения России, развитие сети социальных услуг, предоставляемых НПО в пилотных регионах, позволит распространить, приспособить и воспроизвести разработанные механизмы и технологии на всей территории России.
Тренинги представителей государственных и негосударственных организаций в Москве и в регионах будут проводиться по следующей тематике: развитие сообществ, рыночные механизмы обеспечения социальной защиты, принципы общего участия и социальное партнерство. Дополнительные тренинги будут проведены по различным техническим вопросам, таким как: управление циклами проекта, дизайн–мониторинг – осуществление проекта, поддерживающий мониторинг проекта и т.д.
Ознакомительные поездки по российским регионам, таким как Пермь, например, ознакомят представителей пилотных регионов с российским передовым опытом в сфере предоставления негосударственных социальных услуг, а также с тем, какое позитивное влияние эти механизмы и технологии оказывают на региональную социальную политику.
Первая ознакомительная поездка в Европу познакомит участников с лучшей практикой в сфере развития сообществ, особенно в сельских местностях Австрии и Восточной Германии. Следующие поездки будут направлены на знакомство с практической базой, с систе6мами стандартизации /лицензирования/ сертификации и разработкой программ обучения. В ходе поездок внимание участников будет также сосредоточено на проверенных успешных стратегиях формирования государственного соцзаказа, а также сотрудничества между государственными и негосударственными организациями в сфере социальных услуг.
Круглые столы, которые планируется проводить в Москве с участием внешних экспертов и в сотрудничестве с другими организациями–донорами, позволяет обменяться опытом по таким вопросам как: предоставление негосударственных социальных услуг (проблемы, задачи, условия) и проводить успешную совместную деятельность. Основными темами будут: развитие сообществ в сельской местности и социальная поддержка населения, роль коммерческого сектора в отношении к НПО.
Активно используется Веб-сайт (www.socrynok.ru) как постоянный и эффективный инструмент взаимодействия для распространения информации по проекту и информирования соответствующих субъектов. Заинтересованным сторонам проекта будет открыт широкий доступ к сайту с тем, чтобы они имели возможность получать специализированную информацию. Для организаций–партнеров будет также предусмотрена возможность размещения своей информации и поддержки обмена сведениями.
Деловая игра, являющаяся инструментом обучения механизмам взаимодействия между НПО и государственными структурами в сфере предоставления социальных услуг путем «живого» анализа (проводимого широким кругом специалистов) сильных и слабых сторон, угроз и возможностей (SWOT), будет проходить в Москве.
Тасис – это программа Европейского Союза, содействующая развитию рыночной экономики
и демократии в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в различных
областях деятельности. В соответствие со своим регламентом, Тасис предоставляет
безвозмездное финансирование пе6редачи европейских ноу-хау для поддержки процесса
перехода России к рыночной экономике, как правило, в виде консультаций, экспертизы,
обучения (тренингов, стажировок, студенческих обменов), совместное участие групп
российских и европейских специалистов в реализации проектов. Начиная с 1991
года, в рамках программы Тасис было выделено более 2,4 миллиарда евро, главным
образом в форме безвозмездного финансирования передачи европейского опыта, и
направленных на осуществление свыше 1500 проектов в Российской Федерации.
Программа Тасис постоянно ведет несколько русскоязычных Интернет-ресурсов, основной
из которых сайт Делегации Европейской комиссии в Москве – www.eur.ru. На этом
сайте представлены нормативные документы Тасис и образцы заявочных форм программ
Тасис, открытых к финансированию. Ежегодно открываются такие программы, как
TEMPUS – программа сотрудничества вузов России и стран ЕС, программа подготовки
менеджеров MTP, Программа Партнерства в Институциональном Развитии и др.
В рамках проекта Тасис работает Региональное Бюро поддержки Тасис. Такие Бюро
существуют в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске,
Орле, Ростове-на-Дону. Партнером с российской стороны является Министерство
экономического развития и торговли. Задача Бюро – содействие развитию программ
Тасис; формирование интереса региональных и местных структур к работе Тасис;
расширение и повышение участия институтов гражданского общества регионов в проектах
Тасис в дополнение к тем, которые уже осуществляются в самых различных областях
(административная реформа; поддержка частного сектора и содействие экономическому
развитию; поддержка мер по смягчению социальных последствий переходного периода).
Посетите русскоязычные Интернет-ресурсы программы Тасис:
www.eur.ru - основной сайт Европейской Комиссии и программы Тасис;
www.tacis-lso-rf.org - сайт проекта РБП;
www.tacisinfo.ru - база данных по материалам законченных проектов Тасис.