Т А С И С


В Воронежской, Ивановской, Смоленской, Свердловской, Саратовской областях и Республике Коми с сентября 2002 года начал действовать проект Тасис “Укрепление демократии через НПО социальной сферы”. Разработка и реализация проекта обусловлена тем, что Россия, вступив на путь реформирования социальной сферы, столкнулась с рядом проблем, типичных для многих стран Европы, а именно:
· увеличение расходов на систему социального обеспечения;
· ухудшение демографической ситуации, обусловленное снижением рождаемости и старением населения;
· рост числа людей с низким уровнем дохода, нуждающихся в социальной защите.
НПО, предоставляющие социальные услуги, начинают играть ключевую роль в процессе социальных реформ.
Стабилизация политической и экономической ситуации в России создает уникальную возможность для введения различных механизмов и технологий предоставления социальных услуг, содействующих ускорению процесса демократизации.
Рынок социальных услуг предполагает, что они могут оказываться как на бесплатной, так и на платной основе.
В этих условиях возникает необходимость повышения адресности предоставления государством социальных услуг и формирования предпосылок для развития рынка социальных услуг. При этом значительно повышается роль негосударственного сектора.
Представители государственных структур и НПО готовятся исследовать новые механизмы сотрудничества, а также передовые технологии предоставления социальных услуг.
Новый проект программы Тасис призван способствовать вступлению России в этот интересный период реформирования социальной сферы путем поддержки пилотных проектов, проводимых в шести отобранных регионах.
Проект, рассчитанный на 2 года, со стороны Европейского сообщества реализует компания BBJ Consult AG. Бенефициарием проекта является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Одним из основных партнеров по проекту является Московский Государственный социальный университет. Основная цель проекта - укрепление демократизации и социальной стабильности российского общества путем содействия укреплению трехсторонних партнерских связей между государственными учреждениями, НПО и конечными бенефициариями в области развития рынка негосударственных социальных услуг. Ключевым вопросом данного проекта будет разработка технологий предоставления социальных услуг, включая необходимые законодательные рамки, модули программы обучения, а также практическая реализация данных механизмов путем осуществления пилотных проектов. Впоследствии Минтруд России предполагает распространить отработанные в ходе реализации проекта технологии во всех регионах Российской Федерации.

КОМПОНЕНТ 1 – ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
Совершенствование текущей нормативно - правовой базы, регулирующей социальную сферу в РФ. Цели будут достигаться путем осуществления следующих шагов:
· регулирование предоставления социальных услуг частным сектором и объединениями;
· введение правовых основ, регулирующих предоставление платных социальных услуг;
· подготовка внесения изменений в бюджетный и налоговый кодексы;
· подготовка внесения изменений в закон об основных принципах предоставления социальных услуг населению.


Проект уделяет особое внимание аспектам стандартизации, лицензирования и сертификации:
· стандартизация механизмов сотрудничества;
· стандартизация технологий предоставления негосударственных социальных услуг;
· лицензирование и сертификации социальных НПО;
· создание лучших условий бизнеса для малых и средних предприятий.

КОМПОНЕНТ 2 – РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Разработка программы обучения, проводимая в сотрудничестве с МГСУ (Московским государственным социальным университетом), является инструментом, гарантирующим устойчивость проекта. Разработка модулей их тестирования в ходе практических занятий проводится по следующим вопросам:
· «Теория и практика оценки потребностей конечных бенефициариев»;
· « Теория и практика механизмов сотрудничества»;
· « Теория и практика технологий представления социальных услуг».

КОМПОНЕНТ 3 – РАЗВИТИЕ СООБЩЕСТВ
Как минимум, 10 пилотных проектов будет реализовано на трех уровнях в шести пилотных регионах. Проекты будут направлены на четыре целевые группы населения и будут отобраны в соответствии с передовыми технологиями предоставления социальных услуг и воспроизводимыми механизмами сотрудничества между государственными/муниципальными организациями и НПО.

Региональные Координационные советы, подчиненные непосредственно главам региональных органов социальной защиты, помогут обеспечить осуществление пилотных проектов. Они состоят из представителей НПО и государственных структур.

Механизмы сотрудничества между государственными и негосударственными структурами включают договорные и институциональные отношения такие, как социальный, государственный и муниципальный заказы, гранты и бесплатные услуги.
Все это является методами, повышающими эффективную направленность и точное соответствие предоставляемых услуг потребностям самых уязвимых и малообеспеченных слоев населения.
Целевые группы были отобраны в тесном сотрудничестве с Министерством труда и социального развития РФ:
· пожилые люди и инвалиды;
· дети в трудной жизненной ситуации;
· безработные женщины;
· семьи, проживающие в сельской местности.
Важность предоставления социальных услуг этим группам населения, а также укрепление партнерства между государственными структурами и НПО свидетельствует о своевременности проекта.

На уровне большого города в Иваново, Воронеже, Саратове и Екатеринбурге усилия будут сконцентрированы на проблемах:
· безработных женщин;
· пожилых людей и инвалидов.

На уровне среднего и малого города (районного центра) в Смоленской и Свердловской областях, а также Республике Коми внимание будет сосредоточено на проблемах:
· пожилых людей и инвалидов;
· детей в трудных жизненных ситуациях.
В настоящее время семьям, проживающим в сельской местности, не оказывается практически никаких социальных услуг. Потребности граждан в получении социальных услуг сильно дифференцированы и требуют применения новых технологий, которых в России не существует.

Таким образом, пилотные проекты, осуществляемые в сельских населенных пунктах таких регионов, как Смоленская, Ивановская, Свердловская, Саратовская области и Республика Коми будут сфокусированы на проблемах:
· семей, проживающих на отдаленных территориях с неразвитой инфраструктурой

Так как проблемы, с которыми сталкиваются данные целевые группы, являются характерными и для других социальных групп населения России, развитие сети социальных услуг, предоставляемых НПО в пилотных регионах, позволит распространить, приспособить и воспроизвести разработанные механизмы и технологии на всей территории России.

Тренинги представителей государственных и негосударственных организаций в Москве и в регионах будут проводиться по следующей тематике: развитие сообществ, рыночные механизмы обеспечения социальной защиты, принципы общего участия и социальное партнерство. Дополнительные тренинги будут проведены по различным техническим вопросам, таким как: управление циклами проекта, дизайн–мониторинг – осуществление проекта, поддерживающий мониторинг проекта и т.д.

Ознакомительные поездки по российским регионам, таким как Пермь, например, ознакомят представителей пилотных регионов с российским передовым опытом в сфере предоставления негосударственных социальных услуг, а также с тем, какое позитивное влияние эти механизмы и технологии оказывают на региональную социальную политику.

Первая ознакомительная поездка в Европу познакомит участников с лучшей практикой в сфере развития сообществ, особенно в сельских местностях Австрии и Восточной Германии. Следующие поездки будут направлены на знакомство с практической базой, с систе6мами стандартизации /лицензирования/ сертификации и разработкой программ обучения. В ходе поездок внимание участников будет также сосредоточено на проверенных успешных стратегиях формирования государственного соцзаказа, а также сотрудничества между государственными и негосударственными организациями в сфере социальных услуг.

Круглые столы, которые планируется проводить в Москве с участием внешних экспертов и в сотрудничестве с другими организациями–донорами, позволяет обменяться опытом по таким вопросам как: предоставление негосударственных социальных услуг (проблемы, задачи, условия) и проводить успешную совместную деятельность. Основными темами будут: развитие сообществ в сельской местности и социальная поддержка населения, роль коммерческого сектора в отношении к НПО.

Активно используется Веб-сайт (www.socrynok.ru) как постоянный и эффективный инструмент взаимодействия для распространения информации по проекту и информирования соответствующих субъектов. Заинтересованным сторонам проекта будет открыт широкий доступ к сайту с тем, чтобы они имели возможность получать специализированную информацию. Для организаций–партнеров будет также предусмотрена возможность размещения своей информации и поддержки обмена сведениями.

Деловая игра, являющаяся инструментом обучения механизмам взаимодействия между НПО и государственными структурами в сфере предоставления социальных услуг путем «живого» анализа (проводимого широким кругом специалистов) сильных и слабых сторон, угроз и возможностей (SWOT), будет проходить в Москве.

Тасис – это программа Европейского Союза, содействующая развитию рыночной экономики и демократии в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в различных областях деятельности. В соответствие со своим регламентом, Тасис предоставляет безвозмездное финансирование пе6редачи европейских ноу-хау для поддержки процесса перехода России к рыночной экономике, как правило, в виде консультаций, экспертизы, обучения (тренингов, стажировок, студенческих обменов), совместное участие групп российских и европейских специалистов в реализации проектов. Начиная с 1991 года, в рамках программы Тасис было выделено более 2,4 миллиарда евро, главным образом в форме безвозмездного финансирования передачи европейского опыта, и направленных на осуществление свыше 1500 проектов в Российской Федерации.
Программа Тасис постоянно ведет несколько русскоязычных Интернет-ресурсов, основной из которых сайт Делегации Европейской комиссии в Москве – www.eur.ru. На этом сайте представлены нормативные документы Тасис и образцы заявочных форм программ Тасис, открытых к финансированию. Ежегодно открываются такие программы, как TEMPUS – программа сотрудничества вузов России и стран ЕС, программа подготовки менеджеров MTP, Программа Партнерства в Институциональном Развитии и др.
В рамках проекта Тасис работает Региональное Бюро поддержки Тасис. Такие Бюро существуют в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Орле, Ростове-на-Дону. Партнером с российской стороны является Министерство экономического развития и торговли. Задача Бюро – содействие развитию программ Тасис; формирование интереса региональных и местных структур к работе Тасис; расширение и повышение участия институтов гражданского общества регионов в проектах Тасис в дополнение к тем, которые уже осуществляются в самых различных областях (административная реформа; поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию; поддержка мер по смягчению социальных последствий переходного периода).

Посетите русскоязычные Интернет-ресурсы программы Тасис:
www.eur.ru - основной сайт Европейской Комиссии и программы Тасис;
www.tacis-lso-rf.org - сайт проекта РБП;
www.tacisinfo.ru - база данных по материалам законченных проектов Тасис.

 

Хостинг от uCoz